Психолого-педагогическое сопровождение
Руководитель организации образования несет ответственность за несоздание специальных условий для получения образования
Согласно действующему законодательству Республики Казахстан руководитель организации образования несет ответственность за нарушение типовых правил приема на обучение в организации образования или несоздание специальных условий для получения образования.
Под специальными условиями для получения образования подразумеваются условия, включающие учебные, а также специальные, индивидуально развивающие и коррекционно-развивающие программы и методы обучения, технические, учебные и иные средства, среду жизнедеятельности, психолого-педагогическое сопровождение, медицинские, социальные и иные услуги, без которых невозможно освоение образовательных программ детьми с особыми образовательными потребностями, а также детьми с ограниченными возможностями.
Психолого-педагогическое сопровождение – системно-организованная деятельность, реализуемая в организациях образования, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для обучения и развития детей с особыми образовательными потребностями, в том числе детей с ограниченными возможностями, на основе оценки особых образовательных потребностей.
Психолого-педагогического сопровождение включает в себя:
1) выявление и оценка особых образовательных потребностей детей с особыми образовательными потребностями;
2) консультативно-методическая помощь педагогам и семье детей с особыми образовательными потребностями;
3) создание социально-психологических и педагогических условий для успешного обучения, развития и социализации детей с особыми образовательными потребностями.
Содержание психолого-педагогического сопровождения включает следующие социально-психологические и педагогические условия:
1) изменения учебного плана и учебных программ в виде адаптации общеобразовательных учебных программ или составления индивидуальных учебных планов и программ;
2) изменения способов оценивания результатов обучения. При изменении способов оценивания подбираются контрольные задания и критерии оценивания с учетом индивидуальных возможностей учащегося и с учетом содержания реализуемой учебной программы;
3) использование вариативных, специальных и альтернативных методов обучения. Форма или способ применения методов обучения адаптируются под индивидуальные особенности ученика;
4) подбор учебников, учебных пособий, подготовка индивидуальных учебных материалов;
5) выбор формы обучения;
6) создание безбарьерной среды и адаптация места обучения для обеспечения физического доступа в организацию образования для детей с особыми образовательными потребностями;
7) использование технических вспомогательных средств и специальных средств передвижения для обучающихся с ограниченными возможностями (нарушениями опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, речи);
8) специальная психолого-педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями осуществляется на основе заключения и рекомендации ПМПК.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями осуществляется воспитателями/педагогами в процессе занятий/уроков, а также специальными педагогами, психологами, социальными педагогами, педагогами-ассистентами при организации индивидуальных, групповых и подгрупповых занятий на основе оценки особых образовательных потребностей и рекомендаций психолого-медико-педагогических консультаций.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями, в том числе психолого-педагогическая оценка образовательных потребностей, осуществляется с 1 сентября текущего года по 25 мая следующего года.
1. Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319-III «Об образовании»
2. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 12 января 2022 года № 6 «Об утверждении Правил психолого-педагогического сопровождения в организациях дошкольного, среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, дополнительного образования»