Оценка особых образовательных потребностей
Оценка особых образовательных потребностей у детей осуществляется в дошкольных организациях и организациях среднего образования и ПМПК
Психолого-педагогическое сопровождение детей на основе оценки особых образовательных потребностей и рекомендаций психолого-медико-педагогических консультаций (далее- ПМПК).
Оценка особых образовательных потребностей – определение необходимых специальных условий для получения образования.
Оценка особых образовательных потребностей у детей осуществляется в дошкольных организациях и организациях среднего образования и ПМПК.
Порядок оценки особых образовательных потребностей в организациях образования включает следующее:
1) выявление воспитателем/учителем в ходе учебно-воспитательного процесса детей с особыми образовательными потребностями, с использованием наблюдения социально-эмоционального благополучия и особенностей учебно-познавательной деятельности каждого обучающегося, а также критериальной оценки достижений обучающихся;
2) углубленное обследование и оценка особых образовательных потребностей детей с трудностями обучения специалистами психолого-педагогического сопровождения с согласия законных представителей;
3) оценку особых образовательных потребностей в ПМПК специалистами психолого-педагогического сопровождения организации образования по результатам углубленного обследования детей с выраженными трудностями обучения;
4) междисциплинарную командную оценку особых образовательных потребностей детей в кабинетах психолого-педагогической коррекции и реабилитационных центрах.
Порядок оценки особых образовательных потребностей в ПМПК включает следующее:
1) оценку особых образовательных потребностей у детей по инициативе законных представителей, по рекомендации организаций образования в ПМПК. ПМПК на основе углубленного обследования и оценки особых образовательных потребностей определяет объем, виды услуг.
2) повторную оценку особых образовательных потребностей в ПМПК по инициативе законных представителей или запросу организаций образования на основании решения службы психолого-педагогического сопровождения об оценке особых образовательных потребностей.
Порядок оценки образовательных потребностей осуществляется в зависимости от причин трудностей обучения, которые выделяют две группы детей с особыми образовательными потребностями.
Для первой группы детей, трудности обучения которых обусловлены ограниченными возможностями развития, проводится оценка образовательных потребностей для определения потребности в:
1) изменений (адаптаций) учебного плана и учебных программ;
2) изменений способов и критериев оценивания результатов обучения;
3) использований вариативных, специальных и альтернативных методов обучения, в том числе основанных на принципах прикладного анализа поведения;
4) подборе учебников и учебно-методических комплексов (далее – УМК), подготовка индивидуальных учебных материалов;
5) специальной психолого-педагогической поддержке педагога-психолога, специального педагога (в том числе олигофренопедагога, сурдопедагога, тифлопедагога, логопеда (учитель-логопед), педагога-ассистента);
6) выборе программы обучения (общеобразовательная, специальная);
7) созданий безбарьерной среды и адаптаций учебного места;
8) обеспечений компенсаторными и техническими средствами;
9) сопровождений социального педагога;
10) услуге индивидуального помощника для детей с инвалидностью, имеющих затруднения в передвижении.
Основанием для удовлетворения выявленных образовательных потребностей детей первой группы является заключение и рекомендации ПМПК.
Для детей второй группы проводится оценка образовательных потребностей для определения потребности в:
1) индивидуальном подходе в обучении без изменения учебного плана и учебных программ;
2) организаций дополнительных занятий за счет вариативного компонента типового учебного плана;
3) адаптаций учебного места;
4) поддержке школьного психолога;
5) поддержке социального педагога.
Основанием для удовлетворения выявленных образовательных потребностей детей второй группы является решение службы психолого-педагогического сопровождения и/или педагогического совета организации образования.
1. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 12 января 2022 года № 4 «Об утверждении Правил оценки особых образовательных потребностей»