Дети с особыми образовательными потребностями
Количество детей с особыми образовательными потребностями превысило 200 тысяч
По статистическим данным министерства просвещения Республики Казахстан, за прошедший год количество детей с особыми образовательными потребностями увеличилось на 8,3% (2022 год – 188 144 детей, 2023 год – 203 717 детей).
Дети с особыми образовательными потребностями – дети, которые испытывают постоянные или временные потребности в специальных условиях для получения образования соответствующего уровня и дополнительного образования.
Согласно приказу Министра образования и науки Республики Казахстан «Об утверждении Правил оценки особых образовательных потребностей» в зависимости от причин трудностей обучения, выделяют две группы детей с особыми образовательными потребностями.
Первая группа включает детей с трудностями усвоения отдельных учебных навыков вследствие недостаточности психических функций (умственной работоспособности, восприятия, внимания, памяти), а также детей с ограниченными возможностями:
1) нарушениями слуха с общим речевым недоразвитием 1-3 уровня;
2) нарушениями зрения;
3) нарушениями интеллекта;
4) задержкой психического развития;
5) нарушениями речи;
6) нарушениями опорно-двигательного аппарата;
7) эмоционально-волевыми расстройствами;
8) со сложными (сочетанными) нарушениями.
Вторая группа включает детей, не имеющих нарушений умственного и физического развития, особые образовательные потребности которых, обусловлены социально-психологическими и факторами, препятствующими их включению в образовательный процесс:
1) с микросоциальной и педагогической запущенностью, воспитывающиеся в семьях из категорий социально уязвимых слоев населения;
2) испытывающие трудности в адаптации к местному социуму (беженцы, мигранты, кандасы);
3) дети с инвалидностью.
В заключение, рост числа детей с особыми образовательными потребностями в Республике Казахстан подчеркивает необходимость создания более инклюзивной и адаптивной системы образования. Выделение двух групп детей с различными потребностями требует индивидуального подхода, чтобы обеспечить каждому ребенку равные возможности для получения качественного образования. Реализация специальных условий, как на уровне учебных программ, так и в социально-психологической поддержке, играет ключевую роль в интеграции таких детей в образовательный процесс и в общество в целом. Признание и удовлетворение особых образовательных потребностей является важным шагом к построению более справедливого и человечного общества, где каждый ребенок может развиваться и реализовывать свой потенциал.
1. Ежегодный отчет по реализации национального проекта «Качественное образование «Образованная нация» по итогам 2022 года
2. Ежегодный отчет по реализации национального проекта «Качественное образование «Образованная нация» по итогам 2023 года
3. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 12 января 2022 года № 4 «Об утверждении Правил оценки особых образовательных потребностей»